Главная arrow Справочник arrow О arrow 3. Машиностроение
06.05.2011

А Б В Г Д Е  Ж  З  И К  Л М Н О  П  Р С  Т У  Ф  Ц  Ч  Ш Э  Ю Я 


3. Машиностроение

3. Машиностроение.

Это самая сложная и разветвленная отрасль промышленности, так как кроме машин и оборудования она выпускает широкий ассортимент изделий бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение бывает энергетическое, транспортное, металлоемкое, сельскохозяйственное, производство оборудования, станкостроение, наукоемкое. Размещение предприятий машиностроения внутри страны зависит от целого ряда факторов. Например, предприятия по производству горно-шахтного оборудования тяготеют к районам черной металлургии, так как это производство металлоемкое; радиоэлектроника привязывается к районам, богатым высококвалифицированными трудовыми ресурсами; сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам земледелия и т.д. В эпоху научно-технической революции ориентация предприятий отрасли на металл значительно снижается, а увеличивается ориентация на квалифицированные трудовые ресурсы, так как все большее развитие получили наукоемкие отрасли машиностроения.

Для большинства развитых стран, а также для России и Китая, характерно многоотраслевое машиностроение, производящее от «иголок до самолетов». Особенно этим выделяются страны «большой семерки». Страны Западной и Восточной Европы, а также некоторые развивающиеся (Бразилия, Индия, Мексика), как правило, специализируются на производстве и выпуске только определенных видов продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В большинстве же развивающихся стран развито не машиностроение, а металлообработка, которая представлена ремонтными мастерскими. Они производят меньше 1/10 всей мировой машиностроительной продукции. Ни в какой другой отрасли отставание развивающихся стран не выражено так сильно, как в машиностроении.

Одна из главных отраслей — автомобилестроение. Оно в очень большой степени определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, поскольку многие изделия этой отрасли идут на экспорт.

В мире ежегодно производится 50 миллионов легковых и грузовых автомобилей, из них 2 миллиона производится в России. Лидируют в этой отрасли США и Япония. В десятку ведущих производителей также входят ФРГ, Франция, Италия, Канада, Великобритания, Республика Корея.

Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» и «Пежо» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция), «Татра» (Чехия), «Тойота» и «Хонда» (Япония), «Форд» и «Крайслер» (США), автобусы «Икарус» (Венгрия).

В США автомобильные заводы находятся в 125 городах, которые расположены в 26 штатах страны, однако главный «автомобильный штат» — Мичиган, именно здесь расположен автомобильный центр страны — город Детройт.

Несмотря на то, что Россия в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, она по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения отстает от ведущих капиталистических стран мира.

Очень важную роль в машиностроительном комплексе мира играют и другие отрасли. Великобритания выделяется развитием электротехники, приборостроения, судостроения и судоремонта (Лондон, Бирмингем, Глазго). Япония занимает лидирующее положение по производству морских судов, промышленных роботов, телевизоров; крупнейшие центры авиаракетно-космической отрасли и электронной промышленности расположены в США (Сиэтл, Лос-Анджелес); оборудование для АЭС производит и экспортирует Чехия; Болгария специализируется на сельскохозяйственном машиностроении и т.д.

 
< Пред.   След. >